Парус для надувной лодки

sail_article_001При всех своих преимуществах надувная лодка любой конструкции имеет одни и те же общие недостатки: коротышки-весельца, черепаший ход и плохую управляемость.

От всех них разом нам удалось избавиться, приспособив свою лодку “Пырок-4” под парус: с ним она стала и резвее и послушнее, А собственно дооборудование оказалось достаточно простым и компактным, то есть вписалось в удобства, характерные для надувных лодок.

Для оснащения “Нырка” использован треугольный парус от виндсерфера, вместе с мачтой и гиком, но с некоторыми доработками. Площади паруса- около трех квадратных метров- вполне хватает для обеспечения хорошего хода, в то же время сохраняется необходимая устойчивость лодки на воде.

Полотнище выкраивается по чертежам, рекомендуемым для виндсерфера.
Мачта делается составной, из двух дюралюминиевых труб диаметром 30 мм и толщиной стенки 5 мм длина мачты -2,3 м.

Наибольшим трансформациям подвергаете гик виндсерфера. Он собирается из изогнутых бамбуковых палок длиной 1,5 м или скрепленных попарно алюминиевых трубок 025 мм и толщиной стенки 3 мм. Они образуют две половины гика, соединяемые между собой двумя отрезками толстостенного резинового шланга, согнутого пополам и надвинутого одновременно на оба конца дуг гика. Такая конструкция отличается простотой и надежностью в работе.

Мачта, а также гик, если он выполняется из дюралюминиевых трубок, для непотопляемости имеют на концах пенопластовые пробки-заглушки.

Для стабилизации движения лодки под парусом потребуется еще два боковых шверца. Он могут быть изготовлены из листового дюралюминия подходящей толщины (или с ребрами жесткости), а также из толстой фанеры. Шверцы устанавливаются по обеим сторонам лодки непосредственно на лопасти весел, для чего в шверцах имеются соответствующие отверстия. А сами весла стыкуются посредством деревянного (или дюралюминиевого) степса, имеющего специальные отверстия под ручки весел, а также вертикальный колодец под мачту: таким образом, он является центральным монтажным узлом.

Вся сборка может производиться непосредственно в лодке. От весел берутся лопасти; на них навешиваются шверцы так, что в их прорези заходят расширяющиеся части лопастей весел; ручки весел вводятся через резиновые уключины лодки в степс и закрепляются барашковыми болтами. Затем собираются мачта и гик; конец мачты устанавливается в степс. Вся конструкция получается одновременно и жесткой и гибкой: продольное смещение нейтрализуется упором шверцев в бока лодки, а у мачты возможен наклон только вперед или назад. При этом он удерживается одной рукой, а вторая за гика-шкот управляет парусом: все это напоминает “работу” на виндсерфере, только вместо положения “стоя” – “сидя”.

При отклонении мачты поворачивается швер-балка- степс с веслами. Тогда, соответственно, перемещаются вперед или назад концы лопастей шверцев. Удерживая гика-шкот и отклоняя мачту, мы не только регулируем силу тяги, но и смещаем центр парусности относительно центра бокового сопротивления – разворачиваем лодку в нужное направлении. Разложение сил при этом происходит таким образом, что усилие, необходимое для удерживания мачты, незначительное; кроме того, можно управлять и вдвоем, разграничив обязанности.

Все детали оснастки должны выполняться так, чтобы отвечать требованиям непотопляемости, поскольку сборка, как мы уже говорили, может выполняться на плаву, впрочем, и разборка тоже. Степс и шверцы укладываются в мешок, входящий в комплект лодки, а длинномерные гик и трубки мачты – в специальный узкий чехол.

Конечно, у этой конструкции есть свои недостатки. И прежде всего то, что при управлении необходимо постоянно держать в руках гика-шкот и мачту. Правда, это неудобство компенсируется спортивным интересом к самому управлению. Чего не скажешь о захлестывании через борт лобовой волны в лодку. Однако здесь тоже можно найти выход, уменьшая скорость или сконструировав на носу лодки простейший съемный волноотбойник.

Поделиться: